Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский кинотеатр имени Пушкина

ТРИ ПЕСНИ О ЛЕНИНЕ

Год производства: 1934

Страна производства: СССР

Язык: русский

Продолжительность: 01 минута

Жанр: документальный

Возрастной ценз: 12+

Режиссер: Дзига Вертов

В ролях: -

Описание

В РАМКАХ РЕТРОСПЕКТИВЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА

В РАМКАХ РЕТРОСПЕКТИВЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА В РАМКАХ РЕТРОСПЕКТИВЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА В РАМКАХ РЕТРОСПЕКТИВЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА

Тема всего фильма, заявленная в рамочных титрах - тождество между Лениным и процессом социальных и экономических трансформаций. Женщина, сбросившая паранджу; электричество, приносящее свет в деревню; вода, заставляющая расцвести пустыню; неграмотные, научившиеся грамоте - все это и есть Ленин. Идентификация с прогрессом делает его живым до тех пор, пока страна движется вперед.



Основная тема "Песни первой" - эмансипация мусульманских женщин, символом которой выступает снятие паранджи. "Песня" начинается кадрами традиционного мусульманского уклада: "Слепа была жизнь моя... без света и без знаний я была рабыней без цепей…". Женщинам, снимающим паранджу, открывается метафорический свет знания и просвещения. Когда мы в первый раз видим девушку без паранджи, она читает. Сцена разрывается пополам титрами "…но взошел луч правды, луч правды ЛЕНИНА…" Смерть Ленина - единственная печальная нота в этой песне, но нота звучащая постоянно и глубоко.



Кульминации же скорбь достигает в "Песне второй", где на фоне документальной хроники ленинских похорон звучит тюркская песня: "Мы любили его так, как мы любим наши степи. Нет, больше того! Мы бы с радостью отдали наши юрты и наши степи, и отдали бы наши жизни, если бы мы могли этим вернуть его". Сама сцена похорон организована через многократно подчеркиваемое противопоставление динамичных хроникальных кадров с живым Лениным и статичного кадра с его телом. Ленин был активен - теперь он неподвижен, он был красноречив - теперь он молчит. Этот контраст подчеркивает абсурдность и невозможность для Ленина быть мертвым.



Но в то же время наиболее оптимистичные кадры индустриальных, сельскохозяйственных и военных достижений 30-х годов в "Песне третьей" достигают своей кульминации в титрах с ленинскими словами: "Стойте крепко, стойте дружно, смело вперед против врага. Власть помещиков и капиталистов, сломленная в России, будет побеждена во всем мире". Однако сей призыв не выходит за рамки фильма, поскольку за ним следует еще одна последовательность: "Железной стопой пройдут века по земле, и люди забудут названия стран, где жили их предки, но имя Ленин не забудут они никогда. Имя Ильич, Ленин".

Тема всего фильма, заявленная в рамочных титрах - тождество между Лениным и процессом социальных и экономических трансформаций. Женщина, сбросившая паранджу; электричество, приносящее свет в деревню; вода, заставляющая расцвести пустыню; неграмотные, научившиеся грамоте - все это и есть Ленин. Идентификация с прогрессом делает его живым до тех пор, пока страна движется вперед.



Основная тема "Песни первой" - эмансипация мусульманских женщин, символом которой выступает снятие паранджи. "Песня" начинается кадрами традиционного мусульманского уклада: "Слепа была жизнь моя... без света и без знаний я была рабыней без цепей…". Женщинам, снимающим паранджу, открывается метафорический свет знания и просвещения. Когда мы в первый раз видим девушку без паранджи, она читает. Сцена разрывается пополам титрами "…но взошел луч правды, луч правды ЛЕНИНА…" Смерть Ленина - единственная печальная нота в этой песне, но нота звучащая постоянно и глубоко.



Кульминации же скорбь достигает в "Песне второй", где на фоне документальной хроники ленинских похорон звучит тюркская песня: "Мы любили его так, как мы любим наши степи. Нет, больше того! Мы бы с радостью отдали наши юрты и наши степи, и отдали бы наши жизни, если бы мы могли этим вернуть его". Сама сцена похорон организована через многократно подчеркиваемое противопоставление динамичных хроникальных кадров с живым Лениным и статичного кадра с его телом. Ленин был активен - теперь он неподвижен, он был красноречив - теперь он молчит. Этот контраст подчеркивает абсурдность и невозможность для Ленина быть мертвым.



Но в то же время наиболее оптимистичные кадры индустриальных, сельскохозяйственных и военных достижений 30-х годов в "Песне третьей" достигают своей кульминации в титрах с ленинскими словами: "Стойте крепко, стойте дружно, смело вперед против врага. Власть помещиков и капиталистов, сломленная в России, будет побеждена во всем мире". Однако сей призыв не выходит за рамки фильма, поскольку за ним следует еще одна последовательность: "Железной стопой пройдут века по земле, и люди забудут названия стран, где жили их предки, но имя Ленин не забудут они никогда. Имя Ильич, Ленин".












Фотогалерея