Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский кинотеатр имени Пушкина

МЕЛОДРАМА

Год производства: 1986

Страна производства: Франция

Язык: русский

Продолжительность: 1 час 50 минут

Жанр: драма

Возрастной ценз: 12+

Режиссер: Ален Рене

В ролях: Сабин Азема, Фанни Ардан, Пьер Ардити

Описание





Название одиннадцатого полнометражного игрового фильма Алена Рене, яркого представителя философского кинематографа, вроде бы настраивает зрителя на упрощённое лирическое зрелище. С первого взгляда, если сравнивать с ранними картинами мэтра «новой волны», насыщенных авангардными решениями, так оно и есть. Камерная, разыгранная всего лишь четырьмя актёрами, пьеса Анри Бернстайна будет принята и понятна зрителю всяких кинопредпочтений.

В спектакль чувств и эмоций, который разыгрывается в Париже 1929-ого года, оказываются вовлечены - скрипач с мировым именем (Андре Дюссолье), его друг, тоже музыкант, хоть и менее известный (Пьер Ардити), жена последнего (Сабина Азема) и кузина жены (Фанни Ардан). Людей искусства обуревают нешуточные страсти, с которыми герои не в силах совладать, отдаваясь без остатка нахлынувшему порыву, мучая самих себя, и друг друга.

История более чем банальная – но в интерпретации гения экспериментального кино сюжет вырастает из плоской салонной драмы в высококачественное произведение, несущее зрителю и жанровое развлечение, и возможность оценить нетривиальный стиль мастера, набор его любопытных приёмов и ставшую уже классической в творчестве Рене тему - «кинематографа памяти».

Разбираясь в секретах жанрового потенциала фильма, нельзя не отдать должного вкусу режиссёра, его выбору актёров на главные роли, с которыми постановщик определённо сработался (все четверо были заняты в двух предыдущих лентах Рене – «Жизнь-роман» /1983/ и «Любить до смерти» /1984/). С ярко выраженным театральным акцентом, но без фальши, они исполняют свои партии и в «Мелодраме» - от их игры (мимики, пластики, жестов) невозможно оторваться. Впечатление усилило удачная копия фильма – благодаря прекрасному переводу я смог оценить ажурный слог и изысканность диалогов (как тут не вспомнить слова романиста Паскаля Брюкнера о том, что дух французской культуры наиболее полно выражается в искусстве беседы).

Утонченная драматургия усложняется стилистическими изысками маэстро. Будучи формалистом, я всегда восхищался той природной спонтанностью, с которой Рене путешествовал сквозь пространство и время, причем в любом направлении и последовательности. Сам режиссёр говорил: «Если нет формы, то нет и сообщения». И в «Мелодраме», вроде бы ограниченной заданными условиями, фантазия маэстро находит своё воплощение в неслучайной изобразительности. Статичные планы не создают ощущения небрежности, авторской усталости, а напротив – выглядят продуманным актом художественной необходимости. Кинематографический пуризм, в котором торжествует принцип экономии, оказывается по-своему богатым и выхолощенным. Глаз радует точная разметка каждого кадра, навязчивое внимание к деталям, цветовой выбор, игра света, редкие, но словно раскрывающие пространство, дивные трэвеллинги. Кто привык вдумчиво относиться к своему ремеслу, досконально препарировать идеи/тексты/приёмы, уже не может довольствоваться наивным построением. И вновь, как обычно у Рене, погружаешься в соперничество реальностей (первый эпизод «Беседы на террасе», в котором герой Дюссолье рассказывает в мельчайших подробностях о мучающей его тени неудачной любви; в середине фильма, встретившись после длительной разлуки, герои-любовники начинают обсуждать письма друг другу и чувства, вызванные этими письмами в прошлом). Наконец, в последнем эпизоде персонажам Ардити и Дюссолье, любившим одну женщину и потерявшим её, ничего не остаётся, как окунуться в воспоминания, пытаясь реконструировать и оживить прошлое. В то время как режиссёр своим знакомым акцентом не только заостряет внимание публики на необратимости поступков, но, можно сказать, детальными построениями происшедшего борется с забвением, вновь убеждая своего зрителя, что многочисленные интерпретации прошлого дают иллюзию на истину.





Название одиннадцатого полнометражного игрового фильма Алена Рене, яркого представителя философского кинематографа, вроде бы настраивает зрителя на упрощённое лирическое зрелище. С первого взгляда, если сравнивать с ранними картинами мэтра «новой волны», насыщенных авангардными решениями, так оно и есть. Камерная, разыгранная всего лишь четырьмя актёрами, пьеса Анри Бернстайна будет принята и понятна зрителю всяких кинопредпочтений.

В спектакль чувств и эмоций, который разыгрывается в Париже 1929-ого года, оказываются вовлечены - скрипач с мировым именем (Андре Дюссолье), его друг, тоже музыкант, хоть и менее известный (Пьер Ардити), жена последнего (Сабина Азема) и кузина жены (Фанни Ардан). Людей искусства обуревают нешуточные страсти, с которыми герои не в силах совладать, отдаваясь без остатка нахлынувшему порыву, мучая самих себя, и друг друга.

История более чем банальная – но в интерпретации гения экспериментального кино сюжет вырастает из плоской салонной драмы в высококачественное произведение, несущее зрителю и жанровое развлечение, и возможность оценить нетривиальный стиль мастера, набор его любопытных приёмов и ставшую уже классической в творчестве Рене тему - «кинематографа памяти».

Разбираясь в секретах жанрового потенциала фильма, нельзя не отдать должного вкусу режиссёра, его выбору актёров на главные роли, с которыми постановщик определённо сработался (все четверо были заняты в двух предыдущих лентах Рене – «Жизнь-роман» /1983/ и «Любить до смерти» /1984/). С ярко выраженным театральным акцентом, но без фальши, они исполняют свои партии и в «Мелодраме» - от их игры (мимики, пластики, жестов) невозможно оторваться. Впечатление усилило удачная копия фильма – благодаря прекрасному переводу я смог оценить ажурный слог и изысканность диалогов (как тут не вспомнить слова романиста Паскаля Брюкнера о том, что дух французской культуры наиболее полно выражается в искусстве беседы).

Утонченная драматургия усложняется стилистическими изысками маэстро. Будучи формалистом, я всегда восхищался той природной спонтанностью, с которой Рене путешествовал сквозь пространство и время, причем в любом направлении и последовательности. Сам режиссёр говорил: «Если нет формы, то нет и сообщения». И в «Мелодраме», вроде бы ограниченной заданными условиями, фантазия маэстро находит своё воплощение в неслучайной изобразительности. Статичные планы не создают ощущения небрежности, авторской усталости, а напротив – выглядят продуманным актом художественной необходимости. Кинематографический пуризм, в котором торжествует принцип экономии, оказывается по-своему богатым и выхолощенным. Глаз радует точная разметка каждого кадра, навязчивое внимание к деталям, цветовой выбор, игра света, редкие, но словно раскрывающие пространство, дивные трэвеллинги. Кто привык вдумчиво относиться к своему ремеслу, досконально препарировать идеи/тексты/приёмы, уже не может довольствоваться наивным построением. И вновь, как обычно у Рене, погружаешься в соперничество реальностей (первый эпизод «Беседы на террасе», в котором герой Дюссолье рассказывает в мельчайших подробностях о мучающей его тени неудачной любви; в середине фильма, встретившись после длительной разлуки, герои-любовники начинают обсуждать письма друг другу и чувства, вызванные этими письмами в прошлом). Наконец, в последнем эпизоде персонажам Ардити и Дюссолье, любившим одну женщину и потерявшим её, ничего не остаётся, как окунуться в воспоминания, пытаясь реконструировать и оживить прошлое. В то время как режиссёр своим знакомым акцентом не только заостряет внимание публики на необратимости поступков, но, можно сказать, детальными построениями происшедшего борется с забвением, вновь убеждая своего зрителя, что многочисленные интерпретации прошлого дают иллюзию на истину.








Текст «Мастер-класс: режиссёр» (к 20-летию фильма «Мелодрама»)

«Мастер-класс: режиссёр» (к 20-летию фильма «Мелодрама»)

Фотогалерея