Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Челябинский кинотеатр имени Пушкина

Кино про Алексеева

Год производства: 2014

Страна производства: Россия

Язык: русский

Продолжительность: 1 час 35 минут

Жанр: драма

Возрастной ценз: 12+

Режиссер: Михаил Сегал

В ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Денис Фомин

Описание

Фестивали и награды (на сентябрь 2014):

Фестивали и награды (на сентябрь 2014): Фестивали и награды (на сентябрь 2014): Фестивали и награды (на сентябрь 2014):

Основной конкурс ОРКФ «Кинотавр»

Основной конкурс ОРКФ «Кинотавр» Основной конкурс ОРКФ «Кинотавр» Основной конкурс ОРКФ «Кинотавр»

Фильм открытия МКФ «Зеркало»  им. А. Тарковского в Плёсе

Фильм открытия МКФ «Зеркало»  им. А. Тарковского в Плёсе Фильм открытия МКФ «Зеркало»  им. А. Тарковского в Плёсе Фильм открытия МКФ «Зеркало»  им. А. Тарковского в Плёсе

МКФ «Voices» в Вологде

МКФ «Voices» в Вологде МКФ «Voices» в Вологде МКФ «Voices» в Вологде

МКФ в Одессе, гала-премьера

МКФ в Одессе, гала-премьера МКФ в Одессе, гала-премьера МКФ в Одессе, гала-премьера

МКФ «Лiстапад» в Минске (конкурс),

МКФ «Лiстапад» в Минске (конкурс), МКФ «Лiстапад» в Минске (конкурс), МКФ «Лiстапад» в Минске (конкурс),

«Меридианы Тихого» во Владивостоке,

«Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Меридианы Тихого» во Владивостоке,

приз за главную мужскую роль Александру Збруеву на фестивалях «Созвездие» и «Московская премьера».

приз за главную мужскую роль Александру Збруеву на фестивалях «Созвездие» и «Московская премьера». приз за главную мужскую роль Александру Збруеву на фестивалях «Созвездие» и «Московская премьера». приз за главную мужскую роль Александру Збруеву на фестивалях «Созвездие» и «Московская премьера».

Фильм-путешествие по удивительной жизни Алексеева. Он пил чай с Тарковским, попал в КГБ из-за Гагарина, конкурировал с Калашниковым и Высоцким. Однажды он узнаёт о себе нечто большее, чем знал и мог предполагать: о своём таланте, о следе, который оставил в судьбах других людей. Жизнь можно прожить заново, если тебя кто-то любит.

Фильм-путешествие по удивительной жизни Алексеева. Он пил чай с Тарковским, попал в КГБ из-за Гагарина, конкурировал с Калашниковым и Высоцким. Однажды он узнаёт о себе нечто большее, чем знал и мог предполагать: о своём таланте, о следе, который оставил в судьбах других людей. Жизнь можно прожить заново, если тебя кто-то любит.

«Возможно, это лучшее, что Збруев сделал за всю свою кинокарьеру — если не брать в расчет театральные работы, практически роль всей жизни. Его герой, Николай Алексеев, в юности был идиотом с гитарой, сочинявшим пронзительные (как ему казалось) песенки, и при этом периодически ведшим себя совершенно непотребным образом. В старости ему остался только отчаянный и глупый взгляд. Но режиссер Михаил Сегал («Рассказы») снимает фильм не об этом взгляде — у него получается очень трогательная и забавная новелла о любви, которая все-таки позволяет даже таким дуракам, как Алексеев, надеяться на какие-то спасение и искупление».

«Возможно, это лучшее, что Збруев сделал за всю свою кинокарьеру — если не брать в расчет театральные работы, практически роль всей жизни. Его герой, Николай Алексеев, в юности был идиотом с гитарой, сочинявшим пронзительные (как ему казалось) песенки, и при этом периодически ведшим себя совершенно непотребным образом. В старости ему остался только отчаянный и глупый взгляд. Но режиссер Михаил Сегал («Рассказы») снимает фильм не об этом взгляде — у него получается очень трогательная и забавная новелла о любви, которая все-таки позволяет даже таким дуракам, как Алексеев, надеяться на какие-то спасение и искупление».

Комсомольская правда, Денис Корсаков

Комсомольская правда, Денис Корсаков Комсомольская правда, Денис Корсаков Комсомольская правда, Денис Корсаков Комсомольская правда, Денис Корсаков

«… История ничтожества, в своем поражении превратившегося в трагическую фигуру, рассказана смешливым языком анекдота, в котором изрядно достается шестидесятничеству вообще. В карикатуры тут превращены все святыни советского интеллигента: спектакль Ефремова в «Современнике», режиссер Тарковскй и актер Солоницын, романтика туманов и запаха тайги..»

«… История ничтожества, в своем поражении превратившегося в трагическую фигуру, рассказана смешливым языком анекдота, в котором изрядно достается шестидесятничеству вообще. В карикатуры тут превращены все святыни советского интеллигента: спектакль Ефремова в «Современнике», режиссер Тарковскй и актер Солоницын, романтика туманов и запаха тайги..»

Colta .ru , Василий Корецкий

Colta .ru , Василий Корецкий Colta .ru , Василий Корецкий Colta Colta .ru .ru , Василий Корецкий , Василий Корецкий

«Могу сказать только, что это - самый интеллигентный и неожиданный российский фильм о любви, который я видел лет за... черт знает, за сколько лет». Станислав Кучер

«Могу сказать только, что это - самый интеллигентный и неожиданный российский фильм о любви, который я видел лет за... черт знает, за сколько лет». Станислав Кучер Станислав Кучер Станислав Кучер Станислав Кучер

«Когда на Каннском фестивале год назад показали фильм братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса», появление чего-то подобного в России казалось невозможным. Вот у них там – Боб Дилан, Гринвич-Виллидж, битники, красивые бороды, романтика, а у нас? У нас – что? И тут неожиданно появляется Сегал со своей киносагой о бардах - обманчиво легкой, очень амбициозной, невероятно красивой. Российский режиссер, конечно, проявляет к клубам самодеятельной песни куда меньше пиетета, чем Коэны к своим фолк-трубадурам («Мне не нужен Городницкий». – «Да он никому не нужен»). Но отсутствие восторженного придыхания не стоит путать с неуважением: просто Сегала интересует век целиком, а не его отдельные явления… С картиной Коэнов «Кино про Алексеева» объединяет и еще одна важная вещь. Советская, а потом и новая российская киношкола часто ставила знак равенства между персонажем и временем, в котором он существует. Это легко увидеть на примере все того же Географа, пропившего свой глобус: безнадега там не только в самих героях, но и вокруг них. Сегал же смотрит на историю по-другому, по-своему. Для него наличие антигероя не является констатацией антиэпохи:  время – оно всегда объемнее, шире и богаче, чем наши представления о нем. Где-то в одной общаге жил один ... к, который обманывал наивных девушек и стучал на коллег в КГБ. А в космос тем временем летел Юрий Гагарин».

«Когда на Каннском фестивале год назад показали фильм братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса», появление чего-то подобного в России казалось невозможным. Вот у них там – Боб Дилан, Гринвич-Виллидж, битники, красивые бороды, романтика, а у нас? У нас – что? И тут неожиданно появляется Сегал со своей киносагой о бардах - обманчиво легкой, очень амбициозной, невероятно красивой. Российский режиссер, конечно, проявляет к клубам самодеятельной песни куда меньше пиетета, чем Коэны к своим фолк-трубадурам («Мне не нужен Городницкий». – «Да он никому не нужен»). Но отсутствие восторженного придыхания не стоит путать с неуважением: просто Сегала интересует век целиком, а не его отдельные явления… С картиной Коэнов «Кино про Алексеева» объединяет и еще одна важная вещь. Советская, а потом и новая российская киношкола часто ставила знак равенства между персонажем и временем, в котором он существует. Это легко увидеть на примере все того же Географа, пропившего свой глобус: безнадега там не только в самих героях, но и вокруг них. Сегал же смотрит на историю по-другому, по-своему. Для него наличие антигероя не является констатацией антиэпохи:  время – оно всегда объемнее, шире и богаче, чем наши представления о нем. Где-то в одной общаге жил один ... к, который обманывал наивных девушек и стучал на коллег в КГБ. А в космос тем временем летел Юрий Гагарин».

Частный  корреспондент, Ксения Реутова

Частный  корреспондент, Ксения Реутова Частный  корреспондент, Ксения Реутова Частный  корреспондент, Ксения Реутова Частный  корреспондент, Ксения Реутова

«В электричке Тула-Москва едет потрепанный жизнью дед, рядом с ним – позаимствованная гитара с портретом Курта Кобейна. «Дядя, ты хоть знаешь, что такое Nirvana?», - обращается к нему пассажир помоложе - «Каждый образованный человек знает, что такое нирвана», безапелляционно парирует пенсионер. Мы, как люди более-менее образованные, тоже понимаем, что такое нирвана – это вот как раз фильм Михаила Сегала « Кино про Алексеева » и есть. В него погружаешься и освобождаешься от всяких ненужных желаний и страданий… Многие фанаты предыдущей картины Сегала были несколько разочарованы серьезностью и меланхоличностью тона. Но это гораздо более зрелое в плане идей кино – ведь именно в зрелости понимаешь, что деление на черное и белое, хорошее и плохое стоит не так уж и остро, и вообще отказываешься от оценочного восприятия жизни. Достигаешь просветления и нирваны, одним словом. Но все еще можешь оценить хороший фильм, когда видишь его. “Кино про Алексеева” – это тот самый случай”.

«В электричке Тула-Москва едет потрепанный жизнью дед, рядом с ним – позаимствованная гитара с портретом Курта Кобейна. «Дядя, ты хоть знаешь, что такое Nirvana?», - обращается к нему пассажир помоложе - «Каждый образованный человек знает, что такое нирвана», безапелляционно парирует пенсионер. Мы, как люди более-менее образованные, тоже понимаем, что такое нирвана – это вот как раз фильм Михаила Сегала « Кино про Алексеева » и есть. В него погружаешься и освобождаешься от всяких ненужных желаний и страданий… Многие фанаты предыдущей картины Сегала были несколько разочарованы серьезностью и меланхоличностью тона. Но это гораздо более зрелое в плане идей кино – ведь именно в зрелости понимаешь, что деление на черное и белое, хорошее и плохое стоит не так уж и остро, и вообще отказываешься от оценочного восприятия жизни. Достигаешь просветления и нирваны, одним словом. Но все еще можешь оценить хороший фильм, когда видишь его. “Кино про Алексеева” – это тот самый случай”. Михаила Сегала Кино про Алексеева

Илья Миллер, THR

Илья Миллер, THR Илья Миллер, THR Илья Миллер, THR Илья Миллер, THR

«Сегал — самый, очевидно, сумасшедший режиссер из имеющихся в данный момент у нас в наличии… Он обладает удивительным талантом — нащупывать и осваивать культурные коды позднесоветского ребенка, мазать эти социоантропологические ушибы чем-то таким, что они перестают болеть… В «Кино про Алексеева» поднимается целый пласт советской культуры, который в силу его невероятной беззащитности никогда не хотелось трогать — авторской песне, КСП… Мне хотелось бы сказать, что Сегал, пусть, возможно, и прихрамывая, движется к гениальности. Абсолютной».

«Сегал — самый, очевидно, сумасшедший режиссер из имеющихся в данный момент у нас в наличии… Он обладает удивительным талантом — нащупывать и осваивать культурные коды позднесоветского ребенка, мазать эти социоантропологические ушибы чем-то таким, что они перестают болеть… В «Кино про Алексеева» поднимается целый пласт советской культуры, который в силу его невероятной беззащитности никогда не хотелось трогать — авторской песне, КСП… Мне хотелось бы сказать, что Сегал, пусть, возможно, и прихрамывая, движется к гениальности. Абсолютной».

Ольга Шакина, «GQ »

Ольга Шакина, «GQ » Ольга Шакина, «GQ »

«Збруев играет превосходно, сценарий фильма полон неожиданных поворотов, да и сам выбор столь причудливой темы говорит в пользу режиссера».

«Збруев играет превосходно, сценарий фильма полон неожиданных поворотов, да и сам выбор столь причудливой темы говорит в пользу режиссера».

Антон Долин, «Вести FM »

Антон Долин, «Вести FM » Антон Долин, «Вести FM » Антон Долин, «Вести FM »

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Идея фильма пришла в голову летом 2013-го и, конечно, первой мыслью было: спокойно писать сценарий, искать финансирование, готовиться и снимать на следующий год. Но желание творить прямо сейчас, пока эмоции свежи, оказалось сильнее.  - рассказывает Михаил Сегал . - Помогла нестандартная, оригинальная организация работы. Практически сразу продюсер Наталья Мокрицкая заинтересовалась проектом и героически решилась начать работу без окончательного сценария: по поэпизодному плану. И вот, пока дописывались диалоги, уже набиралась группа, искались места съёмок, проводился кастинг. Это позволило выиграть месяц-полтора и запланировать начало съёмок на начало осени в надежде на хорошую погоду”.

«Идея фильма пришла в голову летом 2013-го и, конечно, первой мыслью было: спокойно писать сценарий, искать финансирование, готовиться и снимать на следующий год. Но желание творить прямо сейчас, пока эмоции свежи, оказалось сильнее.  - рассказывает Михаил Сегал . - Помогла нестандартная, оригинальная организация работы. Практически сразу продюсер Наталья Мокрицкая заинтересовалась проектом и героически решилась начать работу без окончательного сценария: по поэпизодному плану. И вот, пока дописывались диалоги, уже набиралась группа, искались места съёмок, проводился кастинг. Это позволило выиграть месяц-полтора и запланировать начало съёмок на начало осени в надежде на хорошую погоду”. Михаил Сегал .

“Вообще, то что появился интересный художник, российские кинематографисты поняли после премьеры «Franz+Polina». - говорит продюсер фильма Наталья Мокрицкая . -  После второй картины «Рассказы»  Миша утвердил свое имя в пятерке лучших кинорежиссеров России. И, конечно, мне, как продюсеру, идущему в своих предпочтениях от слова, от текста, были близки его литературный дар, чувство юмора, высокий профессионализм.  Сегал обратился ко мне со сценарием  своего нового фильма в начале августа 2013 года. Нужно было быстро принимать решение о начале производства, иначе мы теряли целый киносезон. Не скажу, что решение о запуске мне далось легко, но поддержка сначала моральная, а затем и финансовая Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Министерства культуры РФ позволило снять фильм «Кино про Алексеева» на высочайшем художественном уровне. Не секрет, что ретро картины очень дороги в производстве, а нам надо было показать не одну, а целых три эпохи: 60, 70 и 80-е».

“Вообще, то что появился интересный художник, российские кинематографисты поняли после премьеры «Franz+Polina». - говорит продюсер фильма Наталья Мокрицкая . -  После второй картины «Рассказы»  Миша утвердил свое имя в пятерке лучших кинорежиссеров России. И, конечно, мне, как продюсеру, идущему в своих предпочтениях от слова, от текста, были близки его литературный дар, чувство юмора, высокий профессионализм.  Сегал обратился ко мне со сценарием  своего нового фильма в начале августа 2013 года. Нужно было быстро принимать решение о начале производства, иначе мы теряли целый киносезон. Не скажу, что решение о запуске мне далось легко, но поддержка сначала моральная, а затем и финансовая Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Министерства культуры РФ позволило снять фильм «Кино про Алексеева» на высочайшем художественном уровне. Не секрет, что ретро картины очень дороги в производстве, а нам надо было показать не одну, а целых три эпохи: 60, 70 и 80-е». Наталья Мокрицкая

“Кастинг складывался поначалу драматически, - вспоминает Михаил Сегал , -  актёр, которого я “держал в голове”, работая над сценарием, сниматься не захотел, мне пришлось искать другого. Это сложно и само по себе, и потому ещё, что тяжело менять представление об образе героя, когда все ситуации, диалоги, эмоции создавались с учётом конкретного человека. Да и в принципе, актёров-звёд поколения “шестидесятников” сейчас уже не так много, единицы. Тем не менее, возникла идея предложить главную роль Александру Збруеву, который, как никто другой ассоциируется с героем-идеалистических шестидесятых. Александр Викторович прочитал тоже ещё не до конца законченный сценарий и согласился. Это было большой удачей и накладывало ответственность: мастер не снимался около десяти лет, и очень не хотелось его подвести. Сценарий сценарием, но никогда неизвестно что получится на выходе».

“Кастинг складывался поначалу драматически, - вспоминает Михаил Сегал , -  актёр, которого я “держал в голове”, работая над сценарием, сниматься не захотел, мне пришлось искать другого. Это сложно и само по себе, и потому ещё, что тяжело менять представление об образе героя, когда все ситуации, диалоги, эмоции создавались с учётом конкретного человека. Да и в принципе, актёров-звёд поколения “шестидесятников” сейчас уже не так много, единицы. Тем не менее, возникла идея предложить главную роль Александру Збруеву, который, как никто другой ассоциируется с героем-идеалистических шестидесятых. Александр Викторович прочитал тоже ещё не до конца законченный сценарий и согласился. Это было большой удачей и накладывало ответственность: мастер не снимался около десяти лет, и очень не хотелось его подвести. Сценарий сценарием, но никогда неизвестно что получится на выходе». Михаил Сегал

«Я не снимался в кино почти 10 лет, - говорит Александр Збруев , -   читал много сценариев, которые поражали меня своим негативом. Потом я посмотрел две картины Михаила Сегала – «Franz+Polina» и «Рассказы». И  понял, что  этот режиссер знает, что хочет сказать. А затем мы встретились и он подарил мне  свою книгу «Молодость». Я прочитал ее и понял, что он довольно серьезный человек, который живет тем, что делает. И у меня появилось какое-то ощущение значимости этого фильма и необходимости стать его частью. Для меня  Алексеев – это некий собирательный образ.  Играя эту роль, я вспомнил Мишу Кононова и других актеров, сделавших в свое время очень значимые работы, но совершенно забытых сегодня -  то ли в силу их характеров, то ли в силу обстоятельств, но наступил момент, когда их вычеркнули из жизни. А нужно было, чтобы кто-то протянул руку и сказал: «Ты есть, ты нам нужен, ты что-то сделал, ты молодец, ты не зря прожил жизнь».

«Я не снимался в кино почти 10 лет, - говорит Александр Збруев , -   читал много сценариев, которые поражали меня своим негативом. Потом я посмотрел две картины Михаила Сегала – «Franz+Polina» и «Рассказы». И  понял, что  этот режиссер знает, что хочет сказать. А затем мы встретились и он подарил мне  свою книгу «Молодость». Я прочитал ее и понял, что он довольно серьезный человек, который живет тем, что делает. И у меня появилось какое-то ощущение значимости этого фильма и необходимости стать его частью. Для меня  Алексеев – это некий собирательный образ.  Играя эту роль, я вспомнил Мишу Кононова и других актеров, сделавших в свое время очень значимые работы, но совершенно забытых сегодня -  то ли в силу их характеров, то ли в силу обстоятельств, но наступил момент, когда их вычеркнули из жизни. А нужно было, чтобы кто-то протянул руку и сказал: «Ты есть, ты нам нужен, ты что-то сделал, ты молодец, ты не зря прожил жизнь». Александр Збруев

Михаил Сегал: «…главное произошло: Збруев был “наш”, и вставал вопрос о поиске актёра на роль Алексеева в молодости или, как мы стали теперь именовать эту позицию, на “молодого Збруева”. Это было ещё сложнее, так как возникала вечная диллемма: искать внешне похожего или “просто талантливого”. В результате был утверждён Алексей Капитонов, 27-летний очень обаятельный, интересный актёр. Мне был нужен человек именно этого возраста, так как ему предстояло играть Алексеева в диапазоне 1961-го – 1980 годов. То есть, практически, от 20 до 40 лет. Нужен был актёр «посередине» этих возрастов, чтобы можно было создавать и более молодой, и более зрелый образы.

Михаил Сегал: «…главное произошло: Збруев был “наш”, и вставал вопрос о поиске актёра на роль Алексеева в молодости или, как мы стали теперь именовать эту позицию, на “молодого Збруева”. Это было ещё сложнее, так как возникала вечная диллемма: искать внешне похожего или “просто талантливого”. В результате был утверждён Алексей Капитонов, 27-летний очень обаятельный, интересный актёр. Мне был нужен человек именно этого возраста, так как ему предстояло играть Алексеева в диапазоне 1961-го – 1980 годов. То есть, практически, от 20 до 40 лет. Нужен был актёр «посередине» этих возрастов, чтобы можно было создавать и более молодой, и более зрелый образы.

С главной героиней всё получилось наоборот. Сначала на роль Лиды Архиповой в студенческие годы (эпизод, относящийся к 1980 г.) была утверждена Ксения Радченко (роль писалась специально для неё), а уже потом так же “под неё” искались другие актрисы. Архипову-девочку сыграла Даша Гуцул, а Архипову в наши дни – потрясающая Татьяна Майст.

С главной героиней всё получилось наоборот. Сначала на роль Лиды Архиповой в студенческие годы (эпизод, относящийся к 1980 г.) была утверждена Ксения Радченко (роль писалась специально для неё), а уже потом так же “под неё” искались другие актрисы. Архипову-девочку сыграла Даша Гуцул, а Архипову в наши дни – потрясающая Татьяна Майст.

Съёмки начались 4 октября в Калуге. Именно там были найдены прекрасные пейзажи для сцен большого песенного фестиваля 1980-года. Молодому Алексею Капитонову пришлось нелегко: сразу пришлось играть сороколетнего героя, находящегося на пике своего пути, размышлений, отчаяния. Актёр показал себя с самой лучшей стороны, переключаясь от смены к смене со зрелого Алексеева на бесшабашного юнца и обратно. Иногда не верилось, что это один человек. И даже позднее зрители и критики спрашивали: “А кто у вас был третий актёр?” Никто. Все Алексеевы из прошлого – это Алексей Капитонов.

Съёмки начались 4 октября в Калуге. Именно там были найдены прекрасные пейзажи для сцен большого песенного фестиваля 1980-года. Молодому Алексею Капитонову пришлось нелегко: сразу пришлось играть сороколетнего героя, находящегося на пике своего пути, размышлений, отчаяния. Актёр показал себя с самой лучшей стороны, переключаясь от смены к смене со зрелого Алексеева на бесшабашного юнца и обратно. Иногда не верилось, что это один человек. И даже позднее зрители и критики спрашивали: “А кто у вас был третий актёр?” Никто. Все Алексеевы из прошлого – это Алексей Капитонов.

«Было очень просто и интересно работать над этой ролью! Просто - не потому что легко, а потому что собралась профессиальная группа, - вспоминает Алексей Капитонов , - и, конечно, особенно приятно и волнительно играть одну роль с таким замечательным актером, как Александр Викторович Збруев».

«Было очень просто и интересно работать над этой ролью! Просто - не потому что легко, а потому что собралась профессиальная группа, - вспоминает Алексей Капитонов , - и, конечно, особенно приятно и волнительно играть одну роль с таким замечательным актером, как Александр Викторович Збруев». Алексей Капитонов

Михаил Сегал: «Чуть позже в Калуге к нам присоединился Александр Збруев. Здесь в деревнях мы снимали начало истории, одинокое существование всеми забытого Алексеева. А поскольку по сюжету действие происходит под Тулой, не обошлось без казусов. В сцене проезда маршрутки по шоссе декораторы изготовили и достаточно капитально установили знак въезда в город Тула. И, поскольку группа торопилась на следующий объект, его сразу не убрали. Это в результате чуть не вызвало транспортный коллапс и «междугородный»  скандал. Водители, ехавшие в Калугу, сходили с ума и не понимали, как они оказались в Туле.

Михаил Сегал: «Чуть позже в Калуге к нам присоединился Александр Збруев. Здесь в деревнях мы снимали начало истории, одинокое существование всеми забытого Алексеева. А поскольку по сюжету действие происходит под Тулой, не обошлось без казусов. В сцене проезда маршрутки по шоссе декораторы изготовили и достаточно капитально установили знак въезда в город Тула. И, поскольку группа торопилась на следующий объект, его сразу не убрали. Это в результате чуть не вызвало транспортный коллапс и «междугородный»  скандал. Водители, ехавшие в Калугу, сходили с ума и не понимали, как они оказались в Туле. Михаил Сегал:

Далее съёмки проходили в подмосковье и в Москве. Приходилось выискивать по крохам места, неизменившиеся за последние 50 лет. Художники Василий Распопов и Леонид Кипнис проделали большую работу по поиску старых улиц, заводов, квартир. Хотя что-то мы потом дорисовывали с помощью графики: деревянные дома, старые троллейбусы, фонари и прочее. Как в помещениях, реквизите, так и в костюмах приходилось решать непростую задачу: с одной стороны, нам нужны были настоящие предметы и костюмы того времени, а с другой – они должны были выглядеть идеально, ведь тогда они были новыми. Костюмерным департаментом руководила очень тонко чувствующая стиль Анна Чистова. И в добавок ко всему всё это происходило под контролем оператора-постановщика Эдуарда-Мошковича, с которым я  снимал свой предыдущий фильм «Рассказы». Эдуард задумал снять каждое десятилетие, каждый возраст героя в определённой цветовой гамме и, конечно, решить такую задачу можно было только совместными усилиями. Иногда нужный цвет привносился в декорацию, иногда в костюм, иногда – в освещение.

Далее съёмки проходили в подмосковье и в Москве. Приходилось выискивать по крохам места, неизменившиеся за последние 50 лет. Художники Василий Распопов и Леонид Кипнис проделали большую работу по поиску старых улиц, заводов, квартир. Хотя что-то мы потом дорисовывали с помощью графики: деревянные дома, старые троллейбусы, фонари и прочее. Как в помещениях, реквизите, так и в костюмах приходилось решать непростую задачу: с одной стороны, нам нужны были настоящие предметы и костюмы того времени, а с другой – они должны были выглядеть идеально, ведь тогда они были новыми. Костюмерным департаментом руководила очень тонко чувствующая стиль Анна Чистова. И в добавок ко всему всё это происходило под контролем оператора-постановщика Эдуарда-Мошковича, с которым я  снимал свой предыдущий фильм «Рассказы». Эдуард задумал снять каждое десятилетие, каждый возраст героя в определённой цветовой гамме и, конечно, решить такую задачу можно было только совместными усилиями. Иногда нужный цвет привносился в декорацию, иногда в костюм, иногда – в освещение.

Отдельную часть работы составляли музыкальные репетиции, ведь главный герой – автор песен. Збруева пришлось переучивать с семи на шестиструнную гитару. Несколько раз мы «тренировались» в Ленкоме в перерывах театральных репетиций Александра Викторовича. И затем дома с ним занималась дочь, актриса Татьяна Збруева. Алексей Капитонов, слава богу, закончил музыкальную школу по классу гитары, и с ним было проще. Но Андрея Макаревича, сыгравшего в фильме самого себя, пришлось (так было нужно для эпизода) просить играть по-простецки, любительски, и он, как настоящий профессионал, с этим справился блестяще.

Отдельную часть работы составляли музыкальные репетиции, ведь главный герой – автор песен. Збруева пришлось переучивать с семи на шестиструнную гитару. Несколько раз мы «тренировались» в Ленкоме в перерывах театральных репетиций Александра Викторовича. И затем дома с ним занималась дочь, актриса Татьяна Збруева. Алексей Капитонов, слава богу, закончил музыкальную школу по классу гитары, и с ним было проще. Но Андрея Макаревича, сыгравшего в фильме самого себя, пришлось (так было нужно для эпизода) просить играть по-простецки, любительски, и он, как настоящий профессионал, с этим справился блестяще.

Закончились съёмки уже в январе 2014-го самой сложной и самой символичной сценой: в 1965-м году Алексеев волей случая попадает на съёмочную площадку «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского и даже общается с ним. Это был самый холодный  день зимы, минус тридцать. Замерзали люди, кони, кинотехника. И наша, современная, и та, что была в кадре, взятая напрокат в музее Мосфильма. Тем не менее, всё получилось, а Дмитрий Гудочкин в роли Тарковского и Иван Звягинцев в роли Рублёва (Солоницына) были очень точны и искренни. Мы переговаривались потом:

Закончились съёмки уже в январе 2014-го самой сложной и самой символичной сценой: в 1965-м году Алексеев волей случая попадает на съёмочную площадку «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского и даже общается с ним. Это был самый холодный  день зимы, минус тридцать. Замерзали люди, кони, кинотехника. И наша, современная, и та, что была в кадре, взятая напрокат в музее Мосфильма. Тем не менее, всё получилось, а Дмитрий Гудочкин в роли Тарковского и Иван Звягинцев в роли Рублёва (Солоницына) были очень точны и искренни. Мы переговаривались потом:

- Жаль, что человек по фамилии Звягинцев сыграл Рублёва, а не Тарковского. «Звягинцев в роли Тарковского» звучало бы эффектно и по сути верно. Но, у нас, же не совсем комедия, так что, наверное, это ни к чему.

- Жаль, что человек по фамилии Звягинцев сыграл Рублёва, а не Тарковского. «Звягинцев в роли Тарковского» звучало бы эффектно и по сути верно. Но, у нас, же не совсем комедия, так что, наверное, это ни к чему.

Довольно быстро фильм был смонтирован, и я записал на гитаре все музыкальные темы. Сначала это планировалось, как “демо”, чтобы потом профессиональные музыканты переиграли “хорошо”. Но они играли слишком хорошо, пропадала атмосфера “парней с гитарами” 60-х и 70-х. А моё “демо” музыканта-любителя, как раз, такую атмосферу создавало. Так что “не было бы счастья, да несчастье помогло”. В результате осталась музыка, сыгранная мной.

Довольно быстро фильм был смонтирован, и я записал на гитаре все музыкальные темы. Сначала это планировалось, как “демо”, чтобы потом профессиональные музыканты переиграли “хорошо”. Но они играли слишком хорошо, пропадала атмосфера “парней с гитарами” 60-х и 70-х. А моё “демо” музыканта-любителя, как раз, такую атмосферу создавало. Так что “не было бы счастья, да несчастье помогло”. В результате осталась музыка, сыгранная мной.

Что же касается песен Алексеева, я тоже написал их все, стилизуя под авторскую песню того времени. За исключением главной, финальной песни “Дезертир”, которую написали Игорь Гольцов (стихи) и Филипп Вейс (музыка). Кстати, именно их песня “Поцелуй или выстрели” звучит в последней новелле фильма “Рассказы” в исполнении Филиппа Вейса.

Что же касается песен Алексеева, я тоже написал их все, стилизуя под авторскую песню того времени. За исключением главной, финальной песни “Дезертир”, которую написали Игорь Гольцов (стихи) и Филипп Вейс (музыка). Кстати, именно их песня “Поцелуй или выстрели” звучит в последней новелле фильма “Рассказы” в исполнении Филиппа Вейса.

Фотогалерея